Что такое уровни знания английского языка CEFR
(Common European Framework of Reference)


Сама шкала состоит из 3 больших уровней знания языка: A, B и C – или еще они называются, соответственно, Basic user (базовый, вы начинаете понимать), Independent user (независимый, вы начинаете доносить практически любую мысль), Proficient user (свободный, вы приближаетесь к носителям языка). Каждый из этих уровней разбивается еще на два, которые уже обозначаются буквами – получаются A1, A2, B1, B2, C1, C2 – 6 уровней.

CEFR использует так называемый action-oriented approach, т.е. подход, «ориентированный на действие». Для определения уровня используются не знания каких-либо специальных грамматических структур или наборов слов, а «что может сделать». Не «выучил present perfect и 100 слов из темы ‘мой город’», а «может понять основную мысль при общении на знакомые темы – работа, школа, досуг».

Какое количество занятий оптимально для каждого уровня?

Методисты Кэмбриджа рассчитали, сколько для освоения каждого уровня необходимо часов занятий с преподавателем. Плюс на каждый час урока должен приходиться минимум час работы дома и еще полчаса-час того, что называется exposure, то есть не учебная деятельность, а погружение в язык — фильмы, книги, подкасты, общение. Для каждого уровня получается такая формула:

Часы с преподавателем + часы занятий дома
(выполнение домашнего задания + exposure)

Чтобы достигнуть уровня А1 Elementary (базовый уровень) вам понадобится примерно 70-100 часов на курсах/с преподавателем и еще столько же часов домашней работы.

A2 Pre-Intermediate дословно «предсредний», т.е. промежуточный уровень между базовым и средним. На его прохождение необходимо примерно 100 часов курсов и 100-150 часов домашней работы. Также проходится за один год курсов.

Уровень В1 Intermediate или средний уровень владения английским языком по расчетам методистов Кэмбриджа вы освоите примерно за 150-200 часов курсов плюс около 200-250 часов дома. На среднестатистических курсах в год около 70-72 занятий. Если занятие длится 1.5 часа, получаем 108 часов вместо 150. А вот те, кто домашнее задание регулярно не выполняют, уровень за один учебный год, как правило, не осваивают.

В2 Upprer-Intermediate уже требует 200 часов с преподавателем и 300-400 часов самостоятельной работы. Именно поэтому на некоторых курсах учебник уровня Upper-Intermediate проходят за два учебных года, тщательно все прорабатывая, либо проходят один учебник данного уровня, а на следующий год берут другой такого же уровня. Для подростков второй год на уровне Upper-Intermediate может быть посвящен целенаправленной подготовке к ЕГЭ, для взрослых — подготовке к международному экзамену или специализации, например, Business English.

С1 Advanced — это уже уровень профессионального владения. Для него тоже необходимо около 200 часов с преподавателем и 300-400, а лучше больше, часов самостоятельной работы. На самом деле, большинство людей на этом уровне уже занимаются по учебникам самостоятельно, ведь уровень уже это позволяет. А для контроля часто ищут носителя языка.

С2 Proficiency — владение английским на уровне близком к образованному носителю языка. На этом уровне чаще всего занимаются самообразованием, да и рост с С1 до С2 обычно происходит не за счет занятий по учебным пособиям, а именно путем погружения в язык — опять же книги, фильмы, общение.

У дошкольников и младших школьников уровни Elementary и часто Pre-Intermediate растягиваются на несколько лет изучения (в зависимости от того, во сколько лет начинать), но это не значит, что начинать рано не стоит.

Элементарное
владение

A1 Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/ представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.
A2 Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

Самостоятельное
владение

B1 Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т.д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее.
B2 Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

Свободное
владение

C1 Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов.
C2 Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.
;